Статьи

Ребенок отказывается спать

Зубы не лезут — проверили, молока явно хватает (вон щёки из-за спины видны), режим соблюдаем, как отче наш, но что-то пошло не так… "Он, как будто, меня больше не хочет... в смысле, отталкивает при покачивании, не засыпает на груди...я в растерянности," — сетует мама на индивидуальной консультации.

В развитии каждого малыша наступает такой момент, когда малыш активно демонстрирует маме, что ему нужно меньше помощи с её стороны, чтобы уснуть: выгибается, отталкивается при укачивании (даже фитбол не спасает); прикладывается-отворачивается-ерзает-ворочается при попытках уложить на груди. Малыш всячески показывает маме: Всё, баста! Надоело! Сво-бо-ду!

Это нередкий случай, когда очевидные общеизвестные причины устранены, но более глубокие, скрытые в развитии детской психики, остались не учтёнными. 

Что такое сепарация?

Сепарация (лат. separatio – отделение) в психологии — это отделение ребёнка от мамы (от родителей, от своей семьи). Как результат: умение самостоятельно делать выбор, управлять своим телом (САМ ходить, САМ кушать, САМ...САМ...САМ), а позже — самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.

Сепарация — это про здоровое развитие, про нормальный ход эволюции из беззащитного грудничка в самостоятельную личность.

Когда проявляется сепарация?

Как и в любом развитии, которое осуществляется скачкообразно, в процессе отделения малыша существуют наиболее яркие (заметные маме) периоды. Чётких дат у них нет, поскольку эти периоды напрямую связаны с общим развитием ребёнка. Но ориентиры имеются: 5 мес, 9 мес, начало хождения, период «яСАМости», подростковый период.
Конечно же, эти изменения в восприятии мира деткой не могут не сказываться на его сне.  

Проблемы начинаются, когда мама этого не понимает, не знает, не чувствует и настаивает на своём. Вместо того, чтобы оставить малыша в покое, и дать ему то, на что он так недвусмысленно намекает, она настойчиво повторяет привычные действия. И в итоге малыш, изводя маму (неосознанно, конечно) бесконечными сопротивлениями, подводит её к тому, что она сдается и прекращает качать\ запрещают возню на груди.

Далее возможны 2 пути:

  • ♦Малыш всё же получает желаемое — мама даёт ему глоток свободы в качестве навыка СЗ. 
  • ♦Мама настойчиво прививает детке новую АЗ (раз старые не работают, нужно изобрести новую) на сон
Решать, по какому пути пойти, — маме!


Также, помимо сопротивления способу укладывания, детка начинает проверять, насколько мама может вверить ему вожжи правления: он может начать сопротивляться идти спать в установленное режимом время; отказываться от дневного сна в принципе. Детка чувствует САМостоятельность и силу не только в вопросах сна. Теперь он хочет повелевать и командовать: читай эту книгу, принеси попить, выключи свет, нет, не этот свет, вон тот, хочу какать..или писать..нет, уже не хочу. Начинаются чистой воды манипуляции родителями (чаще мамой, конечно, так как на такие гонения терпения хватит только у неё).

Важно понимать, что если передать малышу роль главнокомандующего, то ваше государство может начать трещать. Ибо детка в 1,5г просто не в состоянии распорядиться вверенной ему властью. Могу всё, что хочу. А что же я хочу?

Как помочь малышу?

Поэтому задача мам и пап в этот период сепарационного пика — дать малышу почувствовать самостоятельность, но определенным способом: создать иллюзию выбора с заведомо выгодными для нас вариантами.

  • ♦Ты будешь спать в пижамке или бодике? Ключевые слова — БУДЕШЬ СПАТЬ.
  • ♦Ты хочешь кашу или омлетик на завтрак? Заметьте, не вафли с соком.

То есть давать право выбора в вопросах, касающихся его маленького мира, соблюдая интересы всей системы.

И когда малыш катается по полу, сотрясая оконные стёкла истеричным воплем, вы должны понимать: это крик не о «ХОЧУ КОНФЕТУ/МОЛОКА/ПОКУСАТЬ КОТА», а о «МНЕ НУЖНЫ ЧЁТКО ОБОЗНАЧЕННЫЕ ГРАНИЦЫ, в которых я могу уверенно и спокойно существовать»!
И наша, родителей, задача — дать малышу то, о чём он так просит! Это в интересах и ребёнка, и всей семьи.


Вера Борисовец
Ст.супервайзер Центра детского сна "ДокторМама"